Домой Армия США добивают МиГ-35 — это «дохлая утка»

США добивают МиГ-35 — это «дохлая утка»

США добивают МиГ-35 — это «дохлая утка»

Американское издание The Drive обрушилось с критикой на российский многофункциональный легкий истребитель поколения «4++» МиГ- 35, Fulcrum-F по натовской классификации. Судя по многочисленным репостам, в том числе и в наших СМИ, материал Томаса Ньюдика понравился «диванной» публике. Еще бы: из гадкого утенка не получился прекрасный лебедь. Чем не сенсация.

Но если разобраться, статья в The Drive подана в том же стиле, что и публикация «Ради всего святого, не покупайте российские МиГ-35», написанная еще 10 лет назад экспертом по стратегическим вопросам Эшли Теллисом, сотрудником русофобского Фонда Карнеги. Именно в таком ключе он тогда обратился к правительству Индии, которое рассматривало наш самолет в своей многострадальной оборонной заявке MMRCA (тендер стоимостью $ 7,7 млрд. на поставку 126 многоцелевых боевых самолетов для ВВС Индии).

«Нет серьезных улучшений, и свою миссию с точки зрения боеготовности и технического обслуживания вполне приличный самолет выполнит традиционно ужасно», — откровенно поливал грязью Fulcrum-F так называемый эксперт программы «За мир» по-американски. «Я не уверен, что россияне уже научились тому, как сделать машину, способную эффективно тратить больше времени в воздухе, чем на земле на ремонты», — сказал он.

Впрочем, Теллис уверенно предсказал, что «ВВС Индии вряд ли будут рассматривать по существу МиГ-35, как решение своих проблем». На этом вопросе следует остановиться немного подробнее.

Так, по мнению Майкла Винта, аналитика по экспорту военной авиации, индийцы, проявляя якобы свой интерес к МиГ-35, на самом деле дразнили французов, требуя от них провести модификацию своего истребителя-«бесхвостка» Tejas Mark I в Mark II до характеристик Fulcrum-F. Интрига строилась на том, что политики-националисты в Нью-Дели помешаны на амбициях стать мировой авиастроительной державой. Как говорится, чем бы дитя не тешилось…

И в самом деле, 18 октября 2019 года издание Times of India сообщило, что новоявленный Mark II в ходе испытаний на полигоне Покран продемонстрировал лучшую эксплуатационную надежность, повышенную живучесть и очень хороший радиоэлектронный комплекс, а также боевую нагрузку. То есть, наконец-то, в Стране священных коров сделали замену МиГу, правда, как выяснилось позже, не 29-му — прототипу 35-го, а старенькому МиГ-21.

В Минобороны Индии этой новости не обрадовались, хотя инсайдеры, знакомые с местной авиастроительной темой, сообщили, что на генералов было оказано сильное давление влиятельных лоббистов как со стороны консорциума Eurofighter, так и со стороны Saab, чьи специалисты участвовали в модернизации. Также сообщалось об откатах, но за руку никого не поймали.

Собственно, как случается в таких случаях, раздувалась тема, что Россия доит Индию. В частности, блогер Субрато Рой отдельно отметил, что в Нью-Дели была популярна точка зрения, что «русские на индийские деньги делают свои новые самолеты». Он писал: «Просить КБ Микояна адаптировать МиГ-35 к требованиям ВВС Индии означало бы финансирование сразу двух российских программ одновременно. Растущий парк Су-30MKI уже соответствует стандарту 4+, значит, МиГ-35 не добавляет существенной ценности для ВВС Индии».

А вот еще одна точка зрения у тамошних националистов — «показательный отказ от МиГ-35 также укрепит наши отношения с Вашингтоном, что необходимо для противодействия Пекину, потому что теперь русские стали очень хорошими друзьями китайцам».

Теперь самое время вернуться к «дохлой утке» от The Drive.

Ньюдик начал с того, что Москва сама холодно относится к Fulcrum-F. Значит, даже у русских генералов для этого есть все основания. Дескать, судите сами: «Почти четыре года спустя после первого полета МиГ-35 нет никаких признаков ожидаемых крупномасштабных заказов на военный самолет от Министерства обороны РФ. Fulcrum-F, описанный производителем как истребитель „поколения 4++“, должен был начать службу в прифронтовой эскадрилье примерно в середине 2020 года, но на сегодняшний день Россия приобрела только шесть образцов».

По сути, та же самая логика прослеживалась и у индийских экспертов. Типа, МиГ-35 является легким дублером Су-30, причем, имеет 43-летнюю конструкцию, если брать начало эксплуатации МиГ-29. Только поэтому он никому не нужен, даже русским летчикам. Ведь были же разговоры, что Минобороны Рф купит хотя бы 30 машин до 2021 года.

Читать также:  Украина начинает бить по нефтебазам

Справедливости ради, на такие доводы трудно реагировать контраргументами, ведь, «свои же бьют в спину». История «дохлой утки» началась с идиотского маркетинга. Иначе не назвать идею выставить на конкурс MMRCA сырой Fulcrum-F.

Ньюдик прямо пишет, что российская оборонка «к сожалению, использовала обозначение МиГ-35 до его нынешнего воплощения», тем самым, надо полагать, серьезно дискредитировала самолет. Не так уж и трудно представить, о чем, в принципе, могли говорить в Нью-Дели, обсуждая предложение Москвы. Что-то вроде: «Они нас совсем за дураков держат, предлагая прототип за 7,7 миллиарда долларов?»

Российская сторона повела себя несерьезно с учетом огромных денег и нахрапистых конкурентов. Видимо, кое-кто в Москве и впрямь рассчитывал проскочить на халяву, спекулируя имиджем МиГ-29.

Последующая история МиГ-35 полностью подтвердила сомнения индийской стороны. Доводка машины идет медленно и без энтузиазма со стороны заказчика — Минобороны РФ. Наши ответственные за машину генералы ведут себя по отношению к Fulcrum-F так, будто несут чемодан без ручки — не нужен, а бросить жалко. По-другому нельзя назвать приобретение шести машин: четырех одноместных и пары двухместных самолетов.

«С учетом того, что в боевом порядке ВКС осталось всего одно фронтовое подразделение МиГ-29, трудно точно представить, где впишется МиГ-35. Вместо того чтобы менять устаревшие „точки опоры“ на совершенно новые МиГ-35, некоторые эскадрильи перешли на „тяжеловесный“ фланкер Су-30СМ», — отмечает The Drive.

Ну, а далее, по размышлению Томаса Ньюдика, у Fulcrum-F нет будущего. Все просто: в русской боевой авиации все сильнее доминируют тяжелые сушки-фланкеры, а «с появлением совершенно нового Су-57, ожидающего своего часа, становится все труднее обосновать необходимость крупномасштабного заказа на МиГ-35».

Логика автора The Drive, однако, хромает на обе ноги. Если следовать его рассуждению, то Пентагон должен был поставить жирный крест на американском аналоге Fulcrum-F — истребителе F-16 Fighting Falcon («Боевой сокол»). Ведь в ВВС США тяжелый F-15 Eagle («Орел») считается намного лучше, чем F-16.

Не секрет, что Eagle имеет большую полезную нагрузку, быстрее и, бесспорно, один на один побьет Fighting Falcon. Тем более янки уже летают на F-22 и F-35 — машинах 5-го поколения.

И все-таки американцы не похоронили свой «МиГ-35». Они утверждают, что за одни и те же деньги можно купить в два раза больше F-16, чем F-15. И не факт, что малочисленные «орлы» справятся с превосходящими по числу «боевыми соколами». Но самое главное, в США достаточно грамотно и даже трепетно относятся к научно-техническому наследию. Имеется 13 модификаций Fighting Falcon, включая «F-21 специально для Индии».

«Во многих отношениях комбинация F-15/F-16 является одной из лучших историй успеха в вооруженных силах США, — утверждает, например, аналитик Джек Моу. — Если вы потратите все свои деньги на лучший, но самый дорогой истребитель, вам не хватит его для прикрытия вашей большой территории. Если вы пойдете в бой с самым дешевым, вы естественно потерпите поражение. Комбинация легких и тяжелых истребителей оптимальна для больших стран».

Так-то оно так, но Ньюдик прав в том, что ставка на более мощные Су-30 и Су-35 впрямь оказалась губительна для «точки опоры». Безусловно, роль сыграл и Су-57, ставший идеей фикс Кремля.

Наверняка, перетягивает на себя денежное одеяло новая игрушка Ростеха — Су-75 Checkmate. Но все-таки появление российской боевой авиации, которую президент Путин назвал лучшей в мире, обязано именно конкуренции между «сухими» и «миговцами». Как бы в истории с МиГ-35 наши генералы не выплеснули мальчика вместе с водой.