Домой Общество Налог на добро: Минфину предложили отменить НДС на бесплатную еду для бедных

Налог на добро: Минфину предложили отменить НДС на бесплатную еду для бедных

Сейчас супермаркетам выгоднее уничтожать продукты с истекающим сроком годности, чем передавать их благотворительным НКО. Через пять лет мера позволит сохранить миллион тонн еды. Ведомство пообещало рассмотреть инициативу

Налог на добро: Минфину предложили отменить НДС на бесплатную еду для бедных

Министерству финансов предложили освободить торговые сети от уплаты НДС, если они передают продукты с истекающим сроком действия на благотворительность. Инициатива поступила от АНО «Фудшеринг», пишут «Известия».

По оценкам некоммерческой организации, в случае отмены этого налога, уже через пять лет российские супермаркеты смогут спасать миллион тонн еды в год, то есть годовой рацион почти 2 млн человек. Для понимания масштабов, если погрузить этот впечатляющий объем пищи в стандартные фуры и выстроить их бампер к бамперу, караван растянется на 750 километров — от Москвы до Санкт-Петербурга. Сейчас же эти продукты отживают свой срок годности на полках супермаркетов и вывозятся на полигон.

Ретейлеры вынуждены платить НДС до 20% от стоимости продукции за товары, которые вместо продажи направляются на благотворительность, а стоимость утилизации органических отходов значительно ниже. Опрошенные Business FM торговые сети инициативу поддерживают. Мнение PR-директора «Азбуки вкуса» Юлии Лебедь:

Юлия Лебедь PR-директор «Азбуки вкуса» «В основном ретейлеры, и мы, «Азбука вкуса», в том числе, решаем проблему товара с истекающим сроком годности за счет скидок на полке, стараемся максимально распродать товар, пока он еще укладывается в сроки реализации. Точечно мы передаем такую продукцию нуждающимся семьям через волонтерские организации. Но чтобы это сделать масштабным и массовым, действительно, нужна инициатива по отмене НДС».

Фудшеринг может быть эффективным инструментом в борьбе с бедностью и голодом, подчеркивает представитель X5 Group Полина Гриценко:

Полина Гриценко представитель X5 Group «На данный момент ретейлеры не занимаются массово такой деятельностью из-за налоговых ограничений. Недавно был отменен налог на прибыль, однако НДС, который достигает 20%, все еще действует, что создает ситуацию, когда отдать продукцию на утилизацию дешевле, чем передать на благотворительность. Мы как X5 видим потенциал сотрудничества и с благотворительными организациями, поэтому поддерживаем отмену НДС на передачу таких продуктов фондам».

Читать также:  Сайт издания Readovka внесли в реестр запрещенной информации

Минфин подтвердил получение обращения от АНО «Фудшеринг», но своей позиции пока не представил — письмо будет «рассмотрено». Как напомнил «Известиям» председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев, в прошлом году Владимир Путин поручил обнулить налог на прибыль и НДС для благотворительных операций, однако изменений в части НДС так и не произошло.

Насколько целесообразно для государства будет прислушаться к призыву благотворителей? Комментирует гендиректор ТИАР-Центра и руководитель кластера «РАЭК / Sharing Economy» Антон Губницын:

Антон Губницын гендиректор ТИАР-Центра и руководитель кластера «РАЭК / Sharing Economy» «На ретейл сейчас правительство очень активно давит в плане торможения роста цен — регулирование цен, разговоры про борщевой набор, цены на который нужно сдерживать. Но сарказм ситуации заключается в том, что ведь эти цены держатся для того, чтобы малообеспеченные граждане могли себе позволить купить еду, чтобы она стала доступной. Вместе с тем уже сейчас у производителей, у розницы, есть миллионное количества еды, которую они могли бы отдавать бесплатно тем самым нуждающимся. То есть можно было бы не регулировать цены, а тем, кто действительно не может себе позволить купить, получать тот самый борщевой набор и гораздо шире, чем борщевой набор, хлеб, крупы и так далее, бесплатно. Просто нужно настроить систему регулирования, сделать так, чтобы отдавать еду было не убыточно и почетно, и в перспективе, может быть, несло бы какие-то экономические преимущества и стимулы».

По оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, ежегодно как минимум 14% производимой в мире пищи портится или выбрасывается еще до попадания в супермаркет, а с полок на полигон отправляется порядка 17% пищевых товаров. Наиболее эффективно продовольственная система функционирует в Южной и Юго-Восточной Азии — там утилизируется порядка 125 килограммов пищи на человека в год; а наименее эффективно — в Северной Америке и Европе, почти по 300 килограммов в год на каждого потребителя.